«Техническая и компьютерная графика»

«Техническая и компьютерная графика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа лаборатории Техническая и компьютерная графика» позволяет не только овладеть базовыми знаниями в данной области, но и углубить знания в других областях общего и дополнительного образования. Обучение по данной программе обеспечивает общее развитие обучающихся, позволяет развивать логическое мышление, пространственное воображение, обучить технологиям построения графического изображения, сформировать и развить навыки разработки чертежей, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Образовательная программа разработана на основе новых достижений в области вычислительных и информационных систем. Она является по направленности технической, а по способу подачи содержания и организации учебного процесса – репродуктивно-творческой с переходом в творческую деятельность.

В процессе реализации программы «Техническая и компьютерная графика» у обучающихся должны сформироваться и закрепиться практические навыки работы с компьютерными графическими программами, которые необходимы при дальнейшем обучении по техническим специальностям.

Программа способствует творческому развитию детей. Знания, полученные при обучении по данной программе, школьники смогут использовать при изучении физики, химии, биологии, математики и технологии. Созданное графическое изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на WEB-странице или импортировано в другой электронный документ.

Данная программа поможет раннему профессиональному самоопределению школьников, освоению в дальнейшем таких специальностей, как: промышленные дизайн, конструирование и моделирование, а также специальностей, в которых необходимы навыки создания соответствующей предметной среды.



Педагоги

Шмелев Владимир Евдокимович, педагог дополнительного образования, педагогический стаж – 33 года, кандидат технических наук.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут + перерыв 10 минут + 45 минут).

1 группа 1 год обучения: вторник −16:00 – 17:40, суббота - 16:00 – 17:40.

2 группа 2 год обучения: вторник - 18.00 - 19.40, четверг - 18.00 - 19.40

Содержание программы

1-й год обучения

Раздел 1. Из истории развития графики – 2 часа

Теория: Краткая история возникновения графики как способа передачи информации.

Связь графики с изобразительным искусством, черчением и другими сферами деятельности человека.

Раздел 2. Виды графических изображений – 2 часа

Теория: Классификация графических изображений. Черчение как язык научно-технического сообщества.

Практика: Классификация изображений в черчении.

Раздел 3. Основные понятия о стандартах – 4 часа

Теория: Роль стандартов в современном мире. ГОСТы. ЕСКД в черчении. История чертежа. Основное содержание чертежа.

Раздел 4. Правила оформления чертежей и графических изображений – 16 часов

Теория: Понятия формата. Рамка чертежа, её назначение. Основная надпись чертежа, её содержание.

Виды чертежей: сборочные, деталировочные, планы, схемы и др.

Линии чертежа, их соотношение. Правила нанесения размеров.

Правила выполнения чертежного шрифта.

Практика: Построение линий чертежа различных назначений. Изображение рамки форматов. Чертеж таблицы основной надписи. Выполнение чертежного шрифта. Практические работы: «Линии чертежа», «Шрифты ГОСТ»,

Раздел 5. Масштабы и их назначение Масштабы уменьшения, увеличения, натуральные размеры в чертежах – 2 часа

Практика: Практическая работа «Масштабирование».

Раздел 6. Понятие о форме предметов – 6 часов

Теория: Соотношения и признаки формы. Формообразующие и эргонометрические факторы в создании изделий. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрический анализ формы. Органичность и целостность

формы.

Практика: Рисунок «Игрушка».

Раздел 7. Основные геометрические построения на плоскости – 8 часов

Теория: Деление отрезков, углов, окружностей на равные части.

Деление отрезков, углов, окружностей на неравные части.

Сопряжения окружностей между собой и прямыми линиями.

Практика: Практические работы «Деление отрезков, углов, окружностей на равные и неравные части».

Раздел 8. Виды проецирования – 4 часа

Теория: Центральное, параллельное, косоугольное, прямоугольное проецирование.

Раздел 9. Аксонометрические проекции – 6 часов

Теория: Особенности аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Изометрическая и диметрическая проекции.

Коэффициенты искажения по осям.

Практика: Практические работы «Изометрия», «Диметрия», «Построение окружности в аксонометрии».

Раздел 10. Ортогональное проектирование – 6 часов

Теория: Получение фронтальных, профильных, горизонтальных проекций точки, прямой и простых пространственных фигур.

Построение сечений простых пространственных фигур. Методы построения. Метод параллельных сечений.

Практика: Построение плоского чертежа точки, прямой и простых пространственных фигур.

Раздел 11. Построение сечений простых пространственных фигур – 6 часов

Теория: Методы построения, их особенности.

Практика: Метод параллельных сечений.

Раздел 12. Отображение формы предметов способом ортогонального проецирования – 24 часа

Теория: Построение проекций пространственных фигур и их аксонометрий.

Деталировочные чертежи. Размеры и допуски. Простановка шероховатостей. Технические условия.

Сборочные чертежи. Правила оформления. Разрезы и сечения.

Дополнительные и местные виды. Этапы построения изображений в зависимости от особенностей формы предметов.

Практика: Практические работы по построению плоских, объемных деталей и деталей с криволинейными поверхностями.

Раздел 13. Технический рисунок – 6 часов

Теория: Особенности технического рисунка. Правила выполнения, область применения.

Практика: Практические работы «Технический рисунок плоских, объемных деталей и деталей с криволинейными поверхностями».

Раздел 14. Строительные чертежи и схемы – 6 часов

Теория: Условные обозначения на строительных чертежах. Типы строительных объектов. Фасады и планы. Правила составления строительных чертежей.

Практика: Практическая работа «План строительных объектов».

Раздел 15. Построение электрических, гидравлических и пневматических схем – 6 часов

Теория: Условные обозначения электрических, гидравлических и пневматических схем. Правила оформления электрических, гидро- и пневмо схем.

Практика: Практическая работа «Построение радиосхем»

Раздел 16. Использование программ CorelDraw для построения графических изображений. Знакомство с программой CorelDraw – 8 часов

Практика: Установка программы на компьютер. Знакомство с возможностями программы. Назначение панелей и «кнопок» управления.

Процедуры сохранения данных и их переноса в другие совместимые программы. Практическая работа «Орнаментальная композиция».

Раздел 17. Построение изображений элементов чертежа с помощью программы CorelDraw – 12 часов

Теория: Построение прямых и кривых линий. Построение линий Бизье. Процедуры с линиями: (выбор типа и цвета линий, толщины, концов линий и пр.)

Построение простых плоских фигур. Процедуры с плоскими фигурами. Выбор цвета плоских фигур.

Фигурная и текстурная заливка плоских фигур. Составление простых композиций. Построение чертежей простых деталей. Зарисовки с натуры.

Проектные зарисовки.

Практика: Выбор типа и цвета линий, толщины, концов линий и пр.

Построение простых плоских фигур.Составление простых композиций из линий и фигур. Практическая работа «Чертеж плоской детали».

Раздел 18. Использование дополнительных средств программы – 8 часов

Практика: Использование сеток и линеек. Установка сеток и линеек. Прикрепление объектов к сеткам и линейкам.

Загрузка изображений в программу. Простые стандартные процедуры с изображениями.

Вставка текста в изображения. Выбор шрифта. Установка параметров шрифта.

Работа со шрифтами. Установка декоративных шрифтов. Связь шрифтов с общей композицией.

Раздел 19. Понятие о композиции – 20 часов

Теория: Основные средства композиции. Статика, динамика в композиции. Композиционный центр.

Виды композиций: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Графические приемы пропорционирования. Пропорциональные соотношения

«золотого сечения».

Виды симметрии. Отображение симметрии и асимметрии на чертеже.

Модуль в плоскостной и объемной композиции.

Практика: Практическая работа «Моделирование игровой площадки».

Раздел 20. Исторические закономерности развития формы в технике и быту – 6 часов

Теория: Стиль и мода в дизайне. Способы графического изображения формы в промышленном дизайне.

Практика: Практические работы: «Эволюция форм автомобиля»,

«Эволюция шрифта»

Раздел 21. Аксонометрические проекции с поверхностями вращения – 2 часа

Теория: Правила построения аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции тел с поверхностями вращения.

Практика: Технический рисунок «Изделие, имеющее форму поверхностей вращения» (карточка-задание).

Раздел 22. Проектирование сувениров, имеющих форму поверхностей вращения – 6 часов

Теория: Формообразование предметов с поверхностями вращения. Чертеж детали и изометрическая проекция. Геометрические построения. Сопряжение. Отмывка.

Практика: Изометрический чертеж сувенира. Отмывка.

Раздел 23. Предпроектное исследование – 18 часов

Теория: Разработка идеи. Поиск информации. Этапы проектирования.

Эвристические методы решения творческо-конструкторских задач (ТКЗ). Рациональные методы решения ТКЗ. Фиксация вариантов решения изделия и его деталей в виде линейной графики, зарисовок.

Практика: Разработка и воплощение творческих идей в эскизах.

Раздел 24. Перспективная проекция – 12 часов

Теория: Понятие перспективы. Центральное проецирование. Правила выполнения перспективных изображений. Построение квадрата в перспективе.

Практика: Практические работы: «Построение квадрата в перспективе»,

«Измерения в перспективном изображении».

Раздел 25. Разработка эскизного проекта – 2 часа

Теория: Понятие эскиза, особенности выполнения эскиза в черчении, графике. Последовательность разработки эскизного проекта.

Раздел 26. Проектирование интерьеров и экстерьеров с помощью программы CorelDraw – 18 часов

Теория: Использование принципов построения перспективы.

Выбор масштаба переднего плана.

Практика: Построение точки схода уходящих линий и точки схода диагоналей мерного квадрата.

Построение сетки квадратов в перспективе

Принципы ограничения пространства для интерьеров

Включение в интерьеры внешних предметов и их компоновка.

Выбор цветовых схем окраски элементов предметной среды.

Окончательное оформление эскиза

Раздел 27. Преобразование векторной графики в растровую и наоборот – 2 часа

Теория: Особенности векторного и растрового изображений.

Практика: Преобразование «вектор в пиксель».

Преобразование «пиксель в вектор».

Раздел 28. Итоговое занятие 2 часа

Теория: Подведение итогов учебного года.

Практика: Презентация технических проектов.

Раздел 28. Итоговое занятие 2 часа

Всего 216 часов: теория-84 часа, практика 132 часа

2-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема 1.1. Организация занятий в учебном году

Теория: Безопасность обучения. Правила поведения учащихся в образовательных учреждениях г. Тулы. Инструктаж по технике безопасности в лаборатории компьютерной графики ГЦРиНТТДиЮ. Показ учебных фильмов.

Раздел 2. Твердотельное компьютерное моделирование с помощью программы «КОМПАС 3D» (58 часов).

Тема 2.1. Знакомство с возможностями программы и её интерфейсом

Теория. Назначение основных панелей и рабочих инструментов.

Практика. Установка программы на компьютер. Освоение основных приемов работы с программой.

Тема 2.2. Знакомство с основными операциями твердотельного моделирования

Теория. Назначение основных операций твердотельного моделирования.

Практика. Практическое освоение операций выдавливание, вращение, кинематическая операция и операция с сечениями.

Тема 2.3. Операция выдавливания

Практика. Построение тонкостенных оболочек. Объемное построение прямоугольного параллелепипеда, прямоугольных призм, цилиндров.

Тема 2.4. Применение операций выдавливания при создании различных видов валов

Практика. Построение 3D изображения вала методом выдавливания.

Тема 2.5. Применение операции выдавливания с соблюдением заданных размеров детали

Практика. Построение 3D модели детали из раздела программы «Справка».

Тема 2.6. Применение операций выдавливания при создании различных по форме отверстий в теле материала

Практика. Создание плоских деталей с отверстиями различной формы.

Тема 2.7. Применение операции вращения

Практика. Создание осесимметричных тонкостенных оболочек. Использование операции вращения для построения сплошных тел вращения по размерам ранее созданных проекционных чертежей валов.

Тема 2.8. Применение кинематической операции

Практика. Использование кинематической операции для построения оболочек с криволинейной траектории в одной из плоскостей проекций. Использование кинематической операции для построения сплошных сложных пространственных фигур с криволинейной траекторией в одной из плоскостей проекций.

Тема 2.9. Операция по сечениям

Практика. Использование операции по сечениям для построения простых конусных тел и пирамид, а также деталей с переменной сложной формой сечения.

Тема 2.10. Построение по заданным размерам 3D моделей тел

Практика. Практическая работа по заданию педагога объемных тел, композиционно составленных из 4-5 простейших геометрических фигур.

Тема 2.11. Изготовление рабочих чертежей по составленной 3D модели детали

Практика. Практическая работа по заданию педагога.

Раздел 3. Эволюция восприятия предметной среды и становления формы её элементов (4 часа).

Тема 3.1. Исторические закономерности развития формы в технике и в быту.

Теория. Исторические европейские стили и направления. Определения стилей, направлений и моды в архитектуре, одежде, транспорте, промышленном оборудовании и др..

Практика. Составление эскизов эволюции формы любого изделия привычной для ученика предметной среды.

Тема 3.2. Особенности восприятия окружающей среды

Теория. Психология восприятия предметной среды. Восприятие пространства. Восприятие света и цвета. Теория света и цвета.

Практика. Изображение цветового круга Гете. Свойства круга Гете.

Раздел 4. Композиция в компьютерной графике (20 часов).

Тема 4.1. Композиция – основа гармоничной предметной среды

Теория. Фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.

Практика. Составление эскизов примеров фронтальной, объемной и глубинно-пространственной композиций.

Тема 4.2. Основные приемы, используемые при составлении композиций

Теория. Приемы композиции: тектоника, статика и динамика, композиционный прием, симметрия и асимметрия, модуль, пропорционирование и др.

Практика. Составление эскизов с применением различных приемов композиции.

Тема 4.3. Использование приемов композиции при составлении эскизов интерьеров и экстерьеров

Практика. Плоский эскиз закрытого и открытого пространств.

Тема 4.4. Построение перспективных изображений интерьеров

Теория. Правила построения перспективных изображений в центральной перспективе.

Практика. Построение перспективного изображения интерьера по заданным размерам.

Тема 4.5. Правила построения перспективных изображений открытых пространств в косоугольной перспективе

Теория. Правила построения косоугольной перспективы экстерьеров.

Практика. Построение перспективных изображений открытых пространств экстерьеров по заданным размерам.

Раздел 5. Работа с программой CorelDraw (20 часов).

Тема 5.1. Назначение, возможности программы CorelDraw и её интерфейс

Практика. Установка программы на компьютер. Назначение панелей и кнопок управления. Процедуры открытия, закрытия, сохранение файлов и переноса их в другие программы.

Тема 5.2. Процедуры с линиями в программе CorelDraw

Практика Прямые линии. Кривые Безье. Тип линий. Законцовка линий. Выбор цвета линий. Построение простых плоских фигур на плоскости. Заливка плоских фигур цветом и текстурой.

Тема 5.3. Сплошная, структурная и декоративная заливки

Практика. Использование процедуры заливки при составлении графической информации.

Тема 5.4. Построение чертежей простых деталей

Практика. Построение чертежей простых деталей, используя прямые линии и окружности. Простановка размеров на деталировочных чертежах.

Тема 5.5. Использование при построении чертежей и изображений направляющих, сеток и линеек

Практика. Установка параметров направляющих и сеток. Прикрепление объектов к направляющим и сеткам.

Тема 5.6. Загрузка изображений с внешних источников

Практика. Загрузка изображений со сканера, камеры и других устройств. Простейшие процедуры с изображениями.

Тема 5.7. Работа с текстовым материалом

Практика. Выбор шрифта. Установка параметров шрифта. Установка декоративных шрифтов. Шрифт как один из элементов композиции.

Раздел 6. Использование программы PhotoShop для создания и редактирования графических изображений (30 часов).

Тема 6.1. Назначение и возможности программы и её интерфейс

Практика. Установка программы на компьютер. Назначение панелей и кнопок управления. Процедуры открытия, закрытия, сохранения файлов и переноса их в другие программы.

Тема 6.2. Работа с выделениями в программе PhotoShop

Практика. Создание выделений, сохранение выделений, повтор выделений и т.д.

Тема 6.3. Создание простых графических композиций

Практика. Создание визиток, поздравительных открыток, бланков грамот, плакатов и другой графической продукции.

Тема 6.4. Знакомство с приемами редактирования графических изображений

Практика. Использование операции выделения и работа с выделениями.

Тема 6.5. Работа с цветов. Характеристики света и цвета

Практика. Использование цветовых диаграмм. Изменение контрастности и яркости изображения.

Тема 6.6. Объединение различных по типу изображений в одну целостную композицию

Практика. Практическое занятие по объединению текста и изображения.

Раздел 7. Знакомство с графопостроительными и графоаналитическими программами (8 часов).

Тема 7.1. Назначение и применение графоаналитических программ

Практика. Знакомство с программой «Elworkb» моделирования работы различных радиосхем.

Тема 7.2. Назначение и применение графопостроительных программ

Практика. Знакомство с графоаналитической программой по построению аналитической зависимости аппроксимирующей опытные данные.

Раздел 8. Итоговое занятие (2 часа).

Подведение итогов обучения. Анализ работы объединения в 2018-2019 учебном году.

Всего 144 часа: теория-13 часов, практика 131 час.

Цели программы

Формирование и развитие графической грамотности школьников в процессе изучения современных графических средств передачи технической информации с целью сознательного профессионального самоопределения.

Результат программы

Программа «Техническая и компьютерная графика» способствует приобретению обучающимися следующих ключевых компетенций:

− устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности и техническому творчеству;

− умение различать графические средства информации, используемые в практической деятельности человека;

− навыки чтения и выполнения ручными чертежными инструментами и с помощью компьютерных программ несложных ортогональных и аксонометрических проекций предметов с применением рациональных приемов построения;

− знание сферы использования технического рисунка при иллюстрации технической мысли, умение находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы предметов;

− умение решать несложные задачи графического проектирования;

− способность реализовывать личный творческий потенциал в практической деятельности;

− творческая самореализация и раннее профессиональное самоопределение;

− умение самостоятельно планировать свою деятельность;

− способность грамотно презентовать свои творческие проекты;

− сформированная способность общения в коллективе сверстников, способность к принятию совместных решений;

− умение корректно отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за принятое решение.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Оборудование:

− компьютеры и программное обеспечение;

− 2D и 3D сканирующие устройства;

− 2D- и 3D-принтеры.

Для эффективной работы с информационными ресурсами необходим доступ в сеть Интернет.

Материалы:

− чертежные инструменты и принадлежности;

− бумага для чертежей;

− картон.

Стоимость

Обучение бесплатное.

Финансирование программ проводит бюджет муниципального образования.

«Техническая и компьютерная графика»
1 группа 1 год обучения
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Шмелев Владимир Евдокимович

возраст

От 11 до 18 лет

размер группы

12 человек

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

01.09.2020 - 31.05.2021

пн
вт
16:00 - 17:30
ср
чт
пт
сб
16:00 - 17:30
вс
2 группа 2 год обучения
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Шмелев Владимир Евдокимович

возраст

От 11 до 18 лет

размер группы

12 человек

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

01.09.2020 - 31.05.2021

пн
вт
18:59 - 20:29
ср
чт
18:59 - 20:29
пт
сб
вс
Отзывы
Расположение на карте

Мы делаем все возможное для помощи родителям и учителям в подборе интересных внеклассных мероприятий.

Рекомендуем посмотреть

  • 10-15 лет

Лаборатория «ЛЕГОробот»

На занятиях дети познакомятся с созданием различных робототехнических устройств – от самых простейших моделей до андроидов.

  • 10-12 лет

«Путешествуем с английским»

Приобщение к культуре англоговорящих стран, воспитание интереса и любви к английскому языку

  • 9-17 лет

Детское объединение «Киностудия «Первые»

Программа направлена на обучение основным формам кинопроизводства; формирование основ культуры речевого поведения, речевого этикета.

  • 12-14 лет

«Химия в жизни человека»

Формирование у обучающихся интереса к химии, практических навыков проведения экспериментов