"Машина времени"

"Машина времени"

Записаться

Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.



Педагоги
Кошкин Владимир Владимирович
Расписание
2 раза в неделю
Содержание программы

Введение (1 ч.). Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метро-логия, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России. Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин.

Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (6 ч.)

Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с правилами выступления и защиты своих работ.

Тема 2. Палеография (6 ч.).

Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы исследования. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения письменности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древней Руси и Российского государства. Материал письма. Графика. Украшение рукописей.

Практическая часть: проект «Страница рукописи».

Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки – вержер и пантюзо, штемпель.

Тема 3. Нумизматика (6 ч.).

Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег. Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Естественно-научные методы исследования монет.

Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», монета, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.

Тема 4. Сфрагистика (6 ч.).

Предмет, методы, задачи сфрагистики. Этапы развития сфрагистики как науки. Классификация печатей. Княжеские печати. Церковные печати. Печати современной России.

Практическая часть: проект семейной печати.

Основные понятия темы: сигиллография, печать, штамп, булла, тамга, вислые печати, прикладные печати, гемма.

Тема 5. Фалеристика (6 ч.).

Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождение наград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Особенности орденов и медалей современной России.

Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».

Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.

Тема 6. Геральдика (6 ч.).

Предмет, задачи, методы геральдики. Происхождение гербов. Теоретическая и практическая геральдика. Виды щитов. Эмблемы. Цветовая гамма герба. Деление щита. Геральдические фигуры. Девиз.

Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).

Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.

Тема 7. Метрология (6 ч.).

Предмет, задачи метрологии. Значение метрологии для анализа исторических источников. Методы. Основные метрологические термины. Источники метрологии. История русской метрологии. Меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади,

Практическая часть: решение метрологических задач.

Основные понятия темы: метроном, берковец, четверть, кадь, золотник, аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер.

Тема 8. Вексиллография (6 ч.).

Вексиллография – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его состав-ные части. Хоругвь. Штандарт. Флаг. История флага. Современный флаг России.

Практическая часть: проект флага села (района, области).

Основные понятия темы: хоругвь, штандарт, знамя, флаг, стяг.

Тема 9. Генеалогия (6 ч.).

Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и т.п.).

Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.

Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.

Тема 10. Хронология (6 ч.).

Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.

Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари», «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».

Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.

Тема 11. Историческая ономастика (10ч.).

Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата. Топонимика и микротопонимика. Этнонимика. Историческая антропонимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов.

Практическая часть: составление презентаций «Происхождение русских имен», «Происхождение русских фамилий», «Из истории псевдонимов»; составление словаря личных имен (фамилий).

Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.

Цели программы

Пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.

Результат программы

В результате освоения теоретической и практической частей курса учащиеся должны

знать:
- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- приемы и методы научно-исследовательской и проектной работы;

- основные исторические понятия и термины

уметь:

- самостоятельно ориентироваться вразличного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

- читать схемы, работать с иллюстрациями, документами;

- освоить методы научно-исследовательской работы;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
Ноутбук, проектор, интернет
Стоимость
бесплатно
"Машина времени"
"Машина времени"
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Кошкин В.В.

возраст

От 0 до 0 лет

размер группы

15 человек

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

01.09.2020 - 30.05.2021

Отзывы
Расположение на карте

Мы делаем все возможное для помощи родителям и учителям в подборе интересных внеклассных мероприятий.

Рекомендуем посмотреть

  • 13-17 лет

Краеведческий кружок

Данная программа является составной частью общей программы гражданско-патриотического воспитания  в МОУ «Дьяконовская СШ», музейного уголка школы «Ты – мой родник, моё начало». При составлении программы использовались долговременная программа развития краеведческого движения учащейся молодежи и педагогов Тульской области - «Областной центр детско-юношеского туризма». - «Тульский край – земля родная!». Программа рассчитана на учащихся 7 -11 класса. Она включает в себя пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса, список использованной литературы.

  • 13-17 лет

"Я - турист"

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

  • 7-9 лет

"Народное декоративно-прикладное творчество"

    Дополнительная образовательная программа «Народное творчество» ориентирована на воспитание детей и подростков на отечественных традициях и народной культуре. Формирование у детей бережного отношения к ней.       Программа детского объединения «Народное творчество» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и правительственными документами по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны (Национальная доктрина образования Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г. №751. Приложение №1 к приказу Минобразования России от 21.01.02 №193).

  • 7-17 лет

Мир шахмат

Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.