Город, в котором я живу

Город, в котором я живу

Записаться

В настоящее время ценностные установки, поведение и психология большинства горожан не соответствуют требованию сохранения экологического характера городской среды, которое является условием здоровой жизни огромного числа людей на маленькой, техногенно преобразованной городской территории.

Дополнительная общеобразовательная программа «Город, в котором я живу» направлена на изучение экологии города и городской среды, представляет образовательную задачу регионального масштаба и освещает локальные экологические проблемы. Формирование экологических знаний, умений и ценностных ориентаций обучающихся, которые становятся элементами их общей культуры, происходит в процессе познавательной, практической и оценочной деятельности на основе изучения своего города. Тем самым изучение экологии города становится основой регионального компонента содержания общего экологического образования. Это новая сторона экологической культуры должна формироваться у горожан с детства. Таким образом, для всего городского населения знания по экологии города становятся личностно значимыми.



Педагоги

Ростовцева Нина Евгеньевна педагог дополнительного образования высшей категории ГОУ ДО ТО "ОЭБЦУ"

Содержание программы

1 год обучения

1. Городские экосистемы.
1.1.Город – природный дом горожан. Город как экосистема.
1.2.Многообразие экосистем города.
1.3.Экскурсия: «Место парка, бульвара в ландшафте города».
1.4.Практическая работа: «Составление плана бульвара, парка».
1.5.Практическая работа: «Обрезка сухих деревьев  в парке».
1.6.Связь человека с природой города.
2. Сообщество видов парка, бульвара.
2.1.Экологические условия города.
2.2.Практическая работа: «Изучение животных, обитающих в разлагающемся растительном опаде».
2.3.Практическая работа: «Подсчет количества дождевых червей в почве различных участков парка, бульвара».
2.4.Пространственные и пищевые взаимосвязи в сообществе.
2.5.Экскурсия: «Зарисовка, описание, фотографирование на тему «Любимый уголок города осенью».
2.6.Роль различных организмов в поддержании устойчивости сообществ.
3. Растения парка и человек
3.1.Зеленые насаждения парка.
3.2.Деревья и кустарники, используемые в озеленении.
3.3.Экскурсия: «Видовое описание древесной растительности».
3.4.Практическая работа: «Экологическое состояние деревьев».
3.5.Растения – индикаторы чистоты воздуха. Практическая работа 
3.6.Игра: «Зеленые друзья наших улиц».
3.7.Экскурсия: «Влияние фактора вытаптывания на растения парка».
4. Животные парка и человек
4.1.Связь человека с животными.
4.2.Экологические группы животных и их поведение.
4.3.Влияние человека на животных парка. Охрана животных.
4.4. «Знакомство с элементами методики полевой работы».
4.5.Практическая работа: «Изучение видового состава птиц парка».
4.6.Праздник «День птиц».
4.7.Экскурсия «Многообразие животных, их роль в сообществе».  
5. Природа бульвара, парка и отдых горожан
5.1.Важнейшие функциональные зоны города.
5.2.Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья горожан.
5.3. «Изучение видов отдыха на территории парка».
5.4 «Составление картосхемы дорожно-тропиночной сети парка».
Итого:72

2 год обучения

1. Человек и город: взаимообусловленность существования.
1.1.Влияние природных условий на расселение и занятие людей. 
1.2.Роль городов в истории развития человечества.
2. Проблемы водоснабжения города
2.1.Водные ресурсы Тульской области.
2.2.Система водоочистки.
2.3. «Изучение физико-химических свойств воды».
2.4. «Изучение окружающей среды с помощью снегометрии».
3. Город и бытовые отходы.
3.1.Общая классификация отходов.
3.2.Зависимость количества  бытовых отходов от экономических условий и уровня экологического сознания населения.
3.3.Экологический практикум: «Город, в котором я живу».
3.4. «Изучение  количественных характеристик бытовых отходов. 
4. Автомобиль в городе.
4.1.Автомобильный транспорт – экологическая проблема номер один.
4.2.Проблемы, связанные с дорожным строительством. 
5. Здоровье горожанина.
5.1.Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье. 
5.2. «Изучение показателей здоровья человека».
5.3. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье чел. 
5.4.Городская среда и органы чувств человека.
5.5. Выявление источников химического загрязнения».
5.6.Образ жизни человека и его здоровье.
5.7. «Пищевые добавки и образ жизни человека».
5.8.Игра «Твое здоровье».
6.Жилье человека в городе.
6.1.Городская квартира как экосистема.
6.2.Экология жилища.
6.3. «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты».
6.4.Оформление экологического паспорта школы.
6.5.Экоквартира. Анализ нормативных документов. 
6.6.Экозадание «Токсины в доме».
6.7.Игровое занятие «Экодом» (деловая игра).
6.8.Домашние животные: проблема содержания и поиск решения. 
7.Город будущего – будущее города.
7.1.Перспективы развития городов. 
7.2.Направление экологизации городов. Экосити.
7.3. Динамика изменения экологических характеристик города Тулы.
7.4. «Экоград. Путешествие в город будущего».
Итого:72

 

Цели программы

воспитание ответственного отношения подростков к городской среде на основе интеграции знаний и ценностных ориентаций.

Результат программы

В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Город, в котором я живу» обучающиеся знают:

 

– основные экологические понятия: экосистема, окружающая среда, компоненты окружающей среды, факторы среды, качество окружающей среды, здоровье человека;

– многообразие экосистем города и их основные характеристики;

– пространственные и пищевые взаимосвязи организмов в сообществе парка, значение сообществ в создании благоприятных санитарно-гигиенических условий городской среды;

– функции зеленых насаждений города;

– экологические группы животных, изменение их видового состава и поведения в городских условиях;

– важнейшие функциональные зоны города;

– проблемы водоснабжения города, физико-химические методы исследования состояния природных вод;

– общую классификацию отходов города и способы избавления от отходов;

– биоиндикационные методы исследования состояния природных вод, воздуха, почвы; растения-индикаторы;

– основные бытовые загрязнители (пыль, шум, электромагнитное излучение, радиация) и способы защиты от воздействия неблагоприятных факторов;

– основы здорового образа жизни;

– основные характеристики экологичного города.

 

В результате обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Город, в котором я живу» обучающиеся умеют:

 

– приводить примеры природно-антропогенных и искусственных экосистем;

– составлять план любимых уголков города, приводить физико-географическое описание;

– составлять пищевые цепи;

– использовать основные методы экологических исследований (эксперимент, анализ, моделирование, проектирование) для изучения объектов окружающей среды и экосистем, а также изменений, происходящих в них в связи с воздействием различных факторов.

– описывать объекты и явления окружающей живой и неживой природы, характерные для своей местности естественные и искусственные экосистемы, город как социоприродную экосистему;

– объяснять простейшие экологические связи в экосистемах своей местности, изменения, происходящие в экосистемах в результате деятельности человека, необходимость сохранения естественных экосистем своей местности, зависимость здоровья человека от качества окружающей среды;

– прогнозировать последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей;

– разрабатывать проекты, направленные на решение конкретных экологических проблем;

– оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений.

 

Особые условия проведения

Программой предусмотрено обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Содержание программы создает условия для творческого развития обучающихся, концентрируя внимание на развитие личности
и индивидуальных способностей каждого.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы «Город, в котором я живу» необходимо использовать следующий иллюстративный и коллекционный материал для занятий:

1. Гербарии растений, произрастающих в городе (травянистых и древесно-кустарниковых).

2. Коллекции насекомых-вредителей, минеральных удобрений, древесных пород, лишайников, гнезд птиц, повреждений растений.

3. Таблицы, стенды, планы-схемы, папки-раскладушки, папки-накопители:

4. План-схема г. Тулы, парка им. Белоусова, Тульской области;

5. Папки-раскладушки: «Практические занятия и опыты», «Перелетные птицы – связь континентов», «Старая Тула»; «Тула – город мастеров»;

6. Стенды: «Город, в котором я живу», «Изучение и сохранение природного биоразнообразия», «Школьный экологический мониторинг малых рек», «Городская среда и органы чувств человека», «Памятные места Тульского края»;

7. Видеофильмы: «Секркты природы», «Экологические системы и их охрана», «Азбука земли», «Хочу все знать», «История садово-паркового искусства» и др.;

8. Лабораторно-химическое оборудование.

Город, в котором я живу
Объединение Ростовцевой Н.Е. "Экология души"
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Ростовцева Н.Е.

возраст

От 10 до 14 лет

размер группы

15 человек

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

01.09.2018 - 31.05.2019

Отзывы
Расположение на карте

Мы делаем все возможное для помощи родителям и учителям в подборе интересных внеклассных мероприятий.

Рекомендуем посмотреть

  • 14-17 лет

Решение задач по химии

Программа предназначена для систематизации и расширения теоретических и практических знаний курса химии; развития и совершенствования навыков в решении задач различного уровня сложности.

  • 12-14 лет

Человек и его здоровье

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и его здоровье» имеет естественнонаучную направленность, способствует углублению и расширению знаний по анатомии, физиологии человека, гигиене и медицине, а также формированию здорового образа жизни обучающихся.

  • 14-16 лет

Формат естествознания

Содержание программы создаёт условия для  формирования систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; овладения основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами; приобретения опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

  • 11-13 лет

Формула здоровья

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей как компонента базовой культуры личности.